- Колесо Времени
- Содержание
- Книги серии
- Мир «Колеса Времени»
- Создатель
- Единый источник
- Истинная сила
- География
- Шончан
- Политика
- Экономика
- Военное дело
- Художественное своеобразие
- Источники влияния
- Матриархальный мир
- Колесо времени что это такое
- Колесо Времени
- Содержание
- Мир [ править ]
- Магия [ править ]
- Предыстория [ править ]
- Сюжет [ править ]
- Бестиарий [ править ]
- Персонажи [ править ]
- Народы [ править ]
- Уроженцы Эмондова Луга [ править ]
- Роберт Джордан «Колесо Времени»
- Колесо Времени
Колесо Времени
Автор умер в 2007 году, не окончив работу над последней книгой серии. Он однако успел подготовить обширные записи для того, кто закончил бы сагу в соответствии с пожеланиями автора. На эту роль вдова Роберта Джордана избрала Брэндона Сандерсона, автора фэнтези и большого фаната «Колеса Времени». В процессе работы над романом он объявил, что книга будет слишком большой и поэтому предпочел бы разбить её на три части, которые будут опубликованы отдельно, одна за другой. Первая часть была опубликована в 2009 году под названием «The Gathering Storm» (на русском языке пока не опубликована). Вторая вышла 2 ноября 2010 года под названием «Towers of Midnight (на русском языке пока не опубликована)». Третья — «A Memory of Light» выйдет 8-го января 2013 года.
Содержание
Книги серии
Мир «Колеса Времени»
Создатель
Верховное и единственное божество мира Колеса времени. Однако в отличие от библейского Бога Создатель не оставил сложного религиозного учения, требующего непременных молитв или жертвоприношений. Здесь Создатель выступает в роли творца мира. Более того в книге озвучивается концепция «Создателя-садовника», творящего миры один за другим как «цветы в саду» (на что есть отсылки в некоторых частях книги). Также Создатель абсолютно глух к молитвам, возносимым к нему, хотя в книге по этому поводу имеется неопределенность. Более того в одной из частей Ранд ал’Тор слышит голос «Я вмешиваться не буду», что может быть истолковано и как послание Создателя, и как признаки развивающегося безумия, грозящего Ранду.
В целом же Создатель является фигурой пассивной, не считая разумеется создания Вселенной (или даже множества Вселенных), не имеющей четко выраженной воли, кроме воли творить новые миры. В книге нигде не упоминается о том, что человек (или иное разумное существо) были созданы по образу и подобию Создателя. Таким образом, Создатель даже не является существом с точки зрения традиционных религий таких, как христианство или ислам. В то же время Создатель может восприниматься как созидающая миры стихия, в классическом понимании стихии, как силы лишенной четкой воли.
Антиподом создателя является Великий повелитель Тьмы (Тёмный, Шайи’тан).
Единый источник
Сила черпаемая из Единого источника (исходящая от Создателя), поделена на две составляющие саидар — женскую половину источника и саидин — мужскую часть, запятнанную Тёмным, что обрекало всех мужчин, способных Направлять, на безумие. Сила в двух ипостасях заставляет вращаться Колесо Времени, которое по сути и является основой мироздания. Концепция Силы, вращающей Колесо, весьма похожа на концепцию Инь и Ян, даже символическое изображение их практически идентично. В описываемую эпоху смысл символа практически забыт. Реконструирован Возрожденным Драконом. Однако отдельные его части по прежнему используются: например белая половина называется «Слеза Тар-Валона» на её основе строится современный символ Айз Седай — «Пламя Тар-Валона». Чёрный фрагмент называется «Клык (зуб) Дракона» и имеет негативное значение: в частности, его рисуют на дверях или стенах тех членов общества, которые подозреваются в связях с Тёмным или просто не угодны определенным лицам. Иногда этот символ рисуют Приспешники Тьмы на дверях своих будущих жертв или с целью натравить толпу на невинных людей.
В то же время способ обретения Силы человеком копирует концепцию мидихлорианов из Звездных Войн, выступающих проводниками дающими возможность ощущать и черпать Силу, за тем исключением, что это не микроскопические формы жизни, а скорее генетическая особенность (предрасположенность), кодируемая судя по признакам одним геном и являющая собой некий продукт сродни гормону или фактору транскрипции, который действуя на определенные участки мозга позволяет направлять или даже заставляет морфологию этих областей головного мозга. Если развить эту точку зрения дальше, то все неспособные в принципе направлять Силу люди являются гомозиготными носителями доминантного гена, продуцирующего продукт подавляющий способность чувствовать Источник и черпать из него Силу. Гетерозиготы по этому признаку не обнаруживают врожденного таланта, но могут быть обучены, так как хотя бы частично они вырабатывают необходимый продукт и соответственно способны ощущать Источник. Гомозиготы несущие рецессивный признак это люди обладающие врожденной способностью направлять («дички» по терминологии Айз Седай). С меньшей вероятностью за способность направлять отвечает доминантный ген, в таком случае «дички» были бы делом обычным, а вот неспособные направлять силу люди были бы примерно так же редки как «дички». Кроме того степень владения человека Силой может определяться количеством аллелей данного гена: чем их больше и чем больше в них рецессивных копий, тем больший поток Силы подвластен направляющему. С таких позиций «Усмирение» (лишение способности использовать силу для женщин) или «укрощение» (для мужчин), может истолковываться как способ блокировки синтеза данного вещества или, что более вероятно, повреждения мозговых структур развивающихся под действием данного вещества и отвечающих за способность направлять. В то время как сам продукт отвечает только за способность чувствовать Источник. Что в принципе поддается Исцелению.
Физическая основа силы это пять стихий: дух, огонь, воздух, вода и земля, концепция почерпнутая Джорданом из многих источников. Из них формируются Плетения, которые и являются актом использования Силы. Невозможно создавать плетения используя чистую Силу, вместо этого требуется сплетать из силы какой-либо из потоков стихии и после создавать плетение или даже комбинировать стихии в одном плетении для большего эффекта или каких-то особых задач. Для каждой из половин Источника это действительно в равной степени, но доступность стихий для разных полов различна: так женщины более способны к работе с Воздухом и Водой, в то время как мужчинам более доступны Огонь и Земля. Дух доступен обоим полам в равной степени. Однако нельзя считать, что женщины или мужчины всегда заведомо слабее в непрофильных для них стихиях. Здесь как и всюду в природе встречаются исключения из правил.
Истинная сила
Как и в саге Джорджа Лукаса, у Единого источника исходящего от Создателя есть антагонист — Истинная сила (саа) исходящая от Тёмного. Подробностей её использования в книге немного, однако по имеющейся информации можно сделать вывод, что она далеко не идентична Единой силе, как по способу применения так и по способу восприятия. Многие Отрекшиеся называющие Силу наркотиком, на страницах романа утверждают, что ощущения которые дает прикосновение к Единому источнику блекнут на фоне использования Истинной силой. Кроме того как женщины, так и мужчины черпают Истинную силу из одного источника (непосредственно от Тёмного), а не из двух различных (саидар и саидин). Способные направлять люди могут чувствовать источник Истинной силы так же как и Источник единой силы (именно так была пробита Скважина в Узилище Тёмного). Однако так как эта сила исходит от Тёмного распознать её сложнее: она не ощущается как Единый источник, который похож на солнце ускользающее за краешком глаза, скорее это океан тьмы на грани восприятия сознания, что достаточно хорошо её маскирует от большинства направляющих силу. Тем не менее люди обладающие выдающимися способностями в использовании Единого источника способны её почувствовать и прикоснуться к ней: так Майрин Седай, случайно освободила Тёмного. Также её сумел коснуться и Ранд. Для более слабых во владении силой Тёмный создает прямую связь с ними, которая позволяет черпать Истинную силу (впрочем эту связь может разорвать другой направляющий).
Использование Истинной силы опасное занятие, в отличие от саидар и саидин. Направляющий эту силу рано или поздно будет уничтожен непосредственным контактом с Тёмным. Первым признаком этого являются черные пятнышки саа плывущие по поверхности глаз. Чем дольше человек имеет дело с Истинной силой, тем больше черноты проступает в его глазах. В итоге направляющий caa становится безумен, что и является причиной его гибели.
География
Большинство действий разворачивается на одном из континентов, с востока и ограниченного горной цепью Хребет Дракона, а с севера Запустением (или Пустошью) углубляться в которую простые смертные не решались. С запада и юга континент ограничен морями. Причем с учетом того, что в северных областях зимы определенно весьма суровые а лето прохладное, в то время как южные страны обычно теплые и снег там явление весьма редкое (айил обитающие на востоке также снега не видели), можно предположить, что материк расположен примерно в тех же широтах, что и Северная Америка, однако он несомненно крупнее чем Северная Америка. Кроме того он практически точная копия [источник не указан 39 дней] Средиземья Толкиена, за исключением мест обитания Зла.
Шончан
К западу, за океаном Арит лежит материк Шончан (по ту сторону Океана). И если сравнивать родину Ранда с Северной Америкой, то материк Шончан вполне можно сравнить с восточной частью Евразии. Более того на это намекает сам Джордан, указывая существование в Шончан такого города как Канторин, которому вполне соответствует китайский Кантон.
Сложно что-либо точно сказать об этой земле, так как информации о Шаре во всех книгах едва ли наберется на пару страниц. В Шаре водятся с’редит (наименование Шончан) они же «кабано-лошади» с легкой руки Люка, а попросту говоря это слоны. На этот факт указывает многое: во-первых, драгоценная кость завозится из Шары, во вторых на это косвенно намекает смотрительница-шончанка в зверинце Люка. Кроме того оттуда завозятся шелк, специи, а также туда в качестве скота айильцами продаются пленные кайриэнцы, в отместку за грех Ламана. О политическом устройстве Шары можно судить лишь со слов Грендаль: известно, что никаких Айз Седай там нет, но государством тайно управляют направляющие женщины, мужчин же способных направлять сохраняют в живых взаперти до 21 года, после чего убивают. Вероятно Шончан имеют возможность торговать с Шарой, возможно у них имеется как морской, так и сухопутный путь в те края. Если проводить аналогии с современными государствами, то возможно это Индия и часть Китая. С учетом того, что во времена Разлома мир содрогался под ударами обезумевших мужчин, а мир в котором происходят описываемые события — калька с нашего мира (что в целом характерно для творцов в жанре фэнтези) это может быть крупный фрагмент Евразиского материка столкнувшийся с Североамериканским континентом.
Об остальных землях мало что можно сказать, вероятно существует множество необитаемых островов, среди которых могут быть и весьма крупные участки суши, вплоть до отдельных материков. Но Разлом мира уничтоживший цивилизацию Эпохи Легенд, также опустошил и разметал эти земли.
Политика
Политическое устройство государств практически идентично Средневековым монархиям. При этом можно говорить о предпочтении абсолютистской формы правления, при наличии практически в каждом государстве мощной социальной прослойки аристократов. Правители государств кроме собственной родословной легитимизируют свою власть личной харизмой, в романе практически нет «слабых» монархов. Однако даже такой сильный правитель как Моргейз смогла попасть под влияние чар Отрекшегося. Но это говорит только об огромном влиянии на политическую жизнь страны людей, владеющих Силой, но, формально, редко занимающих ключевые государственные должности. Наиболее уникальные государства в романе —- это, безусловно, Тар Валон и Орден Детей Света в Амадиции. Первое государство является практически единственным образованием, где присутствует прообраз парламента, ключевым полномочием которого является возможность избрать и низложить правителя. Орден Детей Света практически равнозначен явлению Святой Инквизиции, несмотря на формально существующую независимую власть в Амадиции, на самом деле военная сила позволила Ордену полностью контролировать это государство и запугивать всю соседнюю территорию террором и преследованием «инакомыслящих».
Экономика
Экономика в мире «Колеса Времени» находится на уровне Средневековья. Страны торгуют между собой различными товарами — от специй и пряностей до металлов и вооружения. Должно отметить, что торговля ведётся активная, но в зависимости от отношений между государствами.
За Айильской Пустыней существует некая страна/государство Шара, откуда торговцы привозят шёлк и пряности.
Военное дело
Художественное своеобразие
Источники влияния
Многие исследователи отмечают влияние на «Колесо Времени» цикла «Дюна» Фрэнка Херберта. [4] Общими для авторов являются темы избранности, пророчества и мессии, экологическая тема пустыни, образы женских магических орденов и некоторые другие аспекты. Значительным является влияние различных скандинавских мифов и легенд, частичные заимствования из языка, например, «стеддинг». [источник не указан 785 дней] Также автор сам признает намеренное использование в первой книге цикла мотивов из Толкина для облегчения читателю знакомства с новым миром. [4]
Матриархальный мир
Колесо времени что это такое
Что же такое Колесо Времени? Представьте себе огромную, космического размера прялку с медленно вращающимся сквозь вечность колесом с семью спицами, ткущую ткань Вселенной. Колесо, помещенное здесь самим Создателем, является воплощением Времени, совершающим вечный круговорот, поворачиваясь снова и снова. Ткань его выткана из жизней и событий, складывающихся в Великий Узор, который есть сущность и реальность, прошлое, настоящее, и будущее известного мира. Но Великий Узор, также называемый Кружевом Эпох, не только суть реального мира, он также воплощает в себе другие миры и вселенные, другие реальности, другие возможности. Колесо вплетает в Великий Узор и происходящие события, и те события, что произойдут позже, и те, что только могут произойти. Это касается Мира Снов в той же степени, что и Мира Яви.
В мире нет ни конца, ни начала. Каждая спица великого Колеса соответствует одной из семи Эпох, исчезающих в прошлом и возвращающихся с новым поворотом Колеса в будущем. С наступлением новой Эпохи Узор ее всегда слегка отличен от узора прежних эпох, и с каждым разом он изменяется все больше. Для каждой Эпохи существует свой уникальный узор, называемый Узором Эпохи, который и формирует реалии этой эпохи. Этот узор определяется Колесом, и он подвержен лишь частичным изменениям под влиянием избранных душ, являющихся нитями в плетении.
Пророчества в равной степени предвещают и предостерегают. Они говорят о минувшем и в то же время о грядущем. Неизвестно лишь когда и каким образом воплотятся пророчества.
Можно сказать, что мир Колеса является отлаженным механизмом и в целом не подвержен изменениям. Лишь некоторые, особенные души, известные как та’верен, могут оказывать воздействие на ткань реальности, образующуюся вокруг них, изменяя плетение. Эти та’верен вплетаются в узор главными нитями, вокруг которых Колесо свивает нити жизней всех находящихся рядом, а в особых случаях и ВСЕ жизненные нити, создавая полотно изменений. Такие ключевые нити создают новый узор на Ткани Эпохи. Этот узор принято называть на древнем наречии та’марал’алейн или «Паутина Судьбы». Но даже та’верен и Паутина Судьбы, сплетаемая вокруг них, привязаны к Колесу и Узору Эпохи.
Верят также, что вращаясь, Колесо вытягивает из Узора та’верен всякий раз при нарушении равновесия, закладывая этим начало новых изменений. События, свершающиеся вокруг та’верен, часто привносят перемены, затрагивающие всех живущих в эту Эпоху. Их принято считать собственно корректирующей частью механизма самого Колеса. Чем сильнее изменения, необходимые для поддержания Великого Узора в равновесии, тем больше та’верен явится в мир.
Единственными известным силами вне Колеса и Узора являются: Создатель, сотворивший как Колесо и Единую Силу, его вращающую, так и образ для Великого Узора; и Темный, заключенный вне узора Создателем в момент творения. Никто изнутри Узора не способен разрушить Колесо или повлиять на ткань Великого Узора. Даже те, кто являются та’верен, могут лишь воздействовать на плетение,но не изменить его. Однако если Темный сможет освободиться, ему достанет силы, дабы переделать Колесо и все его создания по своему темному подобию. Поэтому каждый, и, в особенности, та’верен, должны бороться за поддержание равновесия Колеса Времени и продолжение плетения Великого Узора, достигая тем самым лучшей судьбы.
Колесо Времени
« | Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда Эпоха, что породила его, приходит вновь. | » |
— начало каждого из романов серии |
«Колесо Времени» (англ. The Wheel of Time) — масштабнейший фэнтези-цикл, написанный Робертом Джорданом (последние три тома дописывал Брендон Сандерсон). Это пятнадцать томов примерно по девятьсот страниц мелким шрифтом и почти без иллюстраций, или всего около 14 тыс. страниц мелким шрифтом!
Сам Джордан (настоящее имя — Джеймс Оливер Ригни-младший) неоднократно говорил, что совершенно не планировал настолько объёмного произведения, но поскольку масштаб созданного им мира требует очень глубокого погружения во все детали, был вынужден всё время увеличивать запланированное количество книг. «Я знал последнюю сцену Колеса с того момента как начал работу над серией, и она не изменилась. Я думал, что уложусь в пять или шесть книг. Я никогда не думал, что получится так длинно» — сказал автор в одном из интервью.
Содержание
Мир [ править ]
Мир КВ проработан до мельчайших деталей и прописан необычайно подробно (это — одна из причин того, что цикл оказался таким объёмным). Время, персонифицированное в виде Великого Змея, в этом мире циклично и разделено на эпохи, всего их семь, каждая эпоха символически представлена спицей в Колесе. Одна эпоха — часть оборота Колеса Времени (от одной спицы до следующей). Души реинкарнируются и возрождаются с каждой новой эпохой (но далеко не все). Колесо Времени сплетает Узор Эпохи, состоящий из нити судеб людей и прочих живых существ. Некоторые люди, называемые та’веренами, способны своими действиями оказывать влияние на Узор, заставляя его сплетаться вокруг них, таким образом подчиняя себе случайности и приводя события в нужное им русло.
Миров на страницах КВ мы видим три: мир снов, именуемый «Тел’аран’риод»; Синдол, в котором обитают магические существа: змееподобные Элфинн и лисоподобные Илфинн; и собственно материальный мир, в котором и происходит большая часть событий романа.
В материальном мире почти всё действие романа проходит на безымянном континенте, государства которого являются СФК различных стран из нашего Средневековья. Всего государств в цикле около двух десятков, все они имеют свои характерные особенности и, так или иначе, становятся аренами важных для сюжета событий.
Магия [ править ]
Наиболее распространённая в этом мире магическая школа основана на Единой Силе — энергии Вселенной, которая движет звёзды и планеты. Единая Сила происходит из Истинного Источника и делится на мужскую, именуемую саидин и женскую, называемую саидар. Единая Сила привязана к пяти элементам: Огню, Воде, Земле, Воздуху и Духу. Колдовство заключается в умении чувствовать Истинный Источник, брать из него силу, и управлять её потоками, сплетая из них заклинания.
Предыстория [ править ]
После того, как все мужчины, способные направлять Силу, погибли от безумия, женщины-Направляющие, назвавшие себя Айз Седай объединились, чтобы спасти то, что осталось и основали Белую Башню — главный центр теоретической и практической магии. Если где-то рождался мужчина, способный Направлять, Айз Седай его находили и «укрощали», лишая доступа к Истинному Источнику. Мужчина, в результате, впадал в нечто вроде наркотической ломки и быстро умирал. Таким образом, общество, которое мы видим в цикле — чистой воды матриархат. Однако пророчества гласили, что Тёмный освободится, а Льюс Тэрин Теламон возродится вновь и сокрушит его в Последней Битве.
Сюжет [ править ]
Сюжет цикла вращается вокруг трёх друзей: Ранда ал`Тора, Мэтрима «Мэта» Коутона и Перрина Айбары, выросших в деревне, под названием Эмондов Луг. В деревне появляется Айз Седай по имени Морейн, а вскоре на деревню нападают троллоки (см. Бестиарий). Морейн заявляет друзьям, что троллоки пришли в Эмондов Луг именно за ними тремя, так что им нужно отправиться с ней, чтобы не навлечь на деревню ещё больших бед. Впоследствии выясняется, что Ранд является Драконом Возрождённым — реинкарнацией Льюса Тэрина Теламона, и ему предстоит победить Тёмного. А друзья (как имеющиеся, так и приобретаемые по ходу цикла) обязаны помочь ему в этом.
И только в 2013 г. Брэндон Сандерсон, литературный секретарь покойного Джордана, завершил-таки тягучую, как резина, историю. Надо полагать, Ранду ал’Тору всё удалось, он же как-никак Марти Стю Возрождённый Дракон и Кар’а’карн, а также предводитель и наставник Аша’манов. Но мы пока не знаем, потому что на 2020 г. всё ещё не издан (существует лишь сетевой перевод). Жаль, автор не дожил.
Бестиарий [ править ]
Персонажи [ править ]
Их дофига (если верить фанатам — 2782 штуки). Одних POVов в цикле 129 душ.
Народы [ править ]
Уроженцы Эмондова Луга [ править ]
Эмондов Луг и окрестные деревни, входящие в состав региона Двуречье — отдалённой провинции королевства Андор — ширские холмы.
Роберт Джордан «Колесо Времени»
Колесо Времени
Роман-эпопея, 1990 год
Язык написания: английский
С визита необычных незнакомцев начинается для трех друзей путешествие, которое перевернет всю их жизнь, заставит многому научиться и открыть в себе. Против их желания их закружит водоворот событий, вплетая их судьбы в изысканный узор многогранного и прекрасного мира, созданного Робертом Джорданом, мира, где все зависит от очередного поворота Колеса Времени.
Эпопея Роберта Джордана «Колесо времени» поставила автора на одну ступень с такими «творцами миров», как Джон Р.Р.Толкин, Фрэнк Херберт и Роджер Желязны. Именно Колесо Времени принесло ему мировую известность. Сложный сюжет, византийская политика, персонажи, которые, после многих лет с ними, становятся для читателя почти братьями или сестрами, загадки, о которых до хрипоты спорят фаны, богатый мир, при создании которого использованы чуть ли не все земные культуры (христианские мифы, скандинавия, артуриана, китай, индейцы…) — все это Колесо Времен.
Роберт Джордан об объеме эпопеи «Я знал последнюю сцену Колеса с того момента как начал работу над серией, и она не изменилась. Я думал, что уложусь в пять или шесть книг. Я никогда не думал, что получится так длинно. Я делал все как в историческом романе, но очень много, как оказалось, нужно объяснить читателю. В обычной исторической книге читатель примерно представляет себе особенности периода, о котором он читает. Но я то писал не про средневековье, не фэнтези с рыцарями в сверкающей броне.»
К сожалению, 16 сентября 2007 года Роберт Джордан скончался, не успев закончить работу над последней книгой серии. Цикл был завершен молодым американским писателем Брендоном Сандерсоном по планам и наброскам, оставленным создателем «Колеса Времени».
Игра по мотивам цикла: The Wheel of Time (Legend Entertainment 1999)
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
лауреат | Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора «Цитаделата» / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър «Цитаделата», 2013 // Награда «Феникс» – классика жанра |
Номинации на премии:
номинант | Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора «Цитаделата» / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър «Цитаделата», 2011 // Награда «Феникс» – классика жанра |
номинант | Хьюго / Hugo Award, 2014 // Роман (роман-эпопея в 14 томах) |
В планах издательств:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Еще один популярный «грех», приписываемый Джордану — откровенные заимствования из «Властелина Колец». Обвинение тем более забавное, потому что по ним всегда легко вычислить тех, кто прочитал лишь первый том, но берется судить обо всем цикле сразу. Да, первый том был откровенной данью уважения Толкиену, но Господи, кто из современных фэнтезийных демиургов в своем творчестве не бил поклонов Профессору? Сам цикл похож на симфонию, в которой первые такты неуловимо напоминают вступление из другого прославленного мэтра, но с каждым следующим аккордом, все более проявляется собственный авторский почерк и совершенно свое звучание. Здесь главное: не судить о всем произведении по одной его части, Вы ведь не судите о качестве песни, услышав только первый «Та-там«!
Еще одно популярное обвинение в адрес Джордана можно сформулировать, как излишняя обстоятельность авторского стиля, т.е. — подробные описания всего и вся в мире Колеса. Подробно — внешность каждого из героев, а ведь их десятки, если не сотни! Еще более подробно — пейзажи, детали быта,;автор может подробно описывать цвет каждого фрагментика составной одежды второстепенного персонажа, который уже через пару страниц канет в творческую лету. Описание новых городов, иногда растягивается на десятки страниц. Обвинять Джордана в подобной излишней доскональности, так же глупо как упрекнуть Моцарта за излишнюю музыкальность! Представьте себе картину Карла Павловича Брюлова «Последний день Помпеи», только нарисованную не красками, а выполненную в виде грубого карандашного наброска, где люди сливаются с фоном, а развалины города — с Везувием. Подробности — это, как раз те краски, которыми Джордан раскрашивает свой мир из черно-белого негатива, дабы сделать его более выпуклым и реальным. Любителей же только черного и белого оттенков, где герои различаются лишь именами,так же отсылаю на авторский семинар Терри Гудкайнда «Сколько же правил нужно волшебнику?»
В принципе можно бесконечно говорить об этом цикле, о его героях или картине мира. Только, разговор омрачает весьма расплывчатые перспективы того, что должно стать его грандиозным финалом. Сможет ли молодой, да удалый Брэндон Сандерсое подобрать ключи к сложному и богатому языку Джордана, или прощание с серией будет выдержано в стандартном стиле квеста на голову Темного Властелина? Подождем последний годик, но на всякий случай будем держать пальцы крестом. И пусть дальше вращается Колесо времени!
Начал читать Джордана 11 лет назад. Дочитал до конца.
Признаюсь честно — абсолютно не понимаю тех людей, которые превозносят Джордана как гения.
Конечно, это графоманское произведение.
Конечно, затянутость сюжета, которая где-то с «Властелина Хаоса» всерьез начинает утомлять. Причем, закрадывается мысль, что в некоторых местах (не всех) затянуто явно специально, чтобы срубить бабла.
Конечно бесконечно-нудные описания природы-костюмов-интерьеров, о чем многие уже сказали до меня.
Шаблонные фразы типа «она ладонями разгладила свои юбки», «раскрыв рот он уставился на нее», и особенно — «ее взгляд мог раздробить камень (содрать кожу)», «она готова была жевать железо» встречаются просто на каждом шагу. Причем складывается впечатление, что все тетки у Джордана способны дробить взглядом камень и жевать железо либо иные твердые материалы. Ну нельзя же так! На всем протяжении этой, с позволения сказать, «саги» не встречается ни одной по настоящему нежной, мягкой, скромной, лиричной и одновременно тонкой и привлекательной девушки/женщины. Все тетки соревнуются в своей трамвайности и более-менее толстом троллинге мужиков и друг друга. А если попадается какая-нибудь, кто выпадает из этой феминистической парадигмы, то она обязательно окажется глупенькой плаксой-размазней.
Можно много еще чего написать, — про шаблонность, ненатуральность, из-пальца-высосанность, например, главного героя, этого разнесчастного Ранда ал’Тора, с его псевдо-романтическими рефлексиями, раздвоениями личности и т.п. Но я этого делать не буду, так как (как мне кажется) для непредвзятого читателя с хорошим литературным вкусом это и так вполне очевидно. Кратко остановлюсь на тех моментах, которые можно считать (относительными) удачами Джордана:
1. народ Айил с их кодексом долга и чести, историей и т.д. Много говорилось, что кодекс взят от самураев, наверное, это так, но культурный, поведенческий и ментальный прототип все же ближе — и это, конечно, северо-американские индейцы. Возможно, есть какие-то прототипы из других фэнтезийных произведений, я где-то видел мнение, что схожий народ есть в «Дюне», но ее я не читал, поэтому ничего здесь сказать не могу.
2. Изображение порубежников. Как я уж замечал — это лихие ковбои, а точнее помесь ковбоев с самураями. Порубежники больше соотносятся с самураями, чем айильцы, особенно это относится к остаткам Малкир и шайнарцам. Тот же Масима или Уно с их кривоногостью, малорослостью, хохолками вполне могли быть списаны с каких-нибудь самурайских литературных типажей.
3. Изображение Шончан. Конечно, Китай, очевидно.
4. Изображение политических интриг, особенно в Белой Башне. Здесь в некоторых ситуациях шаблонность даже помогает. С другой стороны я видел мнение, что Джордан эту шнягу тоже содрал с «Дюны».
6. интересны ходы типа введения таких явлений и областей как Теларанриод, мир Элфин и Илфин, связи людей и волков. Причем эти моменты в значительной степени остаются в сфере загадок: мы так до конца и не поймем, в чем природа змей и лисиц и как они связаны с остальным миром Колеса, или в чем заключается опасность пребывания в Теларанриоде во плоти.
И еще один аспект — на мой взгляд, очень важный: его герои, несмотря на все огрехи, очень оптимистичны, жизнелюбивы. Тут кто-то до меня написал, что в Джордане подкупает его искренность и простота. Пожалуй, соглашусь — такая деревенская, фермерская простота. И, конечно, романтика и идеалистичность. Все вместе делает их какими-то чистыми и наивными и, я бы даже сказал, целомудренными. Не случайно во всем цикле нет ни одной постельной сцены )))
Итак, это произведение навело меня на мысль, что все произведения фантастики и фэнтези перекликаются. Гудкайнд списал свою сагу о правилах волшебника с Джордана, а он, в свою очередь, с Дюны Фрэнка Герберта
У Герберта и Джордана есть похожие элементы в судьбах: оба воевали, у обоих была тяжелая болезнь, и обоих авторов сгубил их Opus Magnum
Подумайте, сколько труда вложено в эти серии.
Итак переходим к «тому чей оборот вечен»
Самый крупный минус эпопеи — феминизм
Женщины тут — настоящие варвары, злобные, упрямые, глупые и ненавидят мужчин, хотя можно вспомнить, что при всей их «Гениальности», по сравнению с амебами-мужчинами, они очень часто садились в лужу
Второй минус эпопеи — затянутость и ярко выраженное толстовство
Третий минус усуглубляет второй — русский перевод книги угробили
Из-за этого — описания, к которым можно привыкнуть в английском языке, заставляют сатанеть в русском переводе (сам кинул русский перевод и перечитывал по английски, то что прочитал по русски), но все равно язык по моему мнению беден (Эриксон археолог и Бэккер ученый, в свою очередь, заставят сломать мозг гораздо раньше нашего Джордана физика)
Кстати про физику, возможно именно из-за этого, система магии Заставляет аплодировать стоя.
Возможно, именно поэтому книгу так удачно подхватил Сандерсон, у которого одной из главных фишек является магия
А в остальном книга невыносима
Хотя спасибо и за то, что извращенность оказалась надломом именно Гудкайнда, в «оригинале» все цивильно
Что касается толстовства, тут надо расписать :
Несмотря на то, что я раскритиковал сей труд, я посоветую вам прочесть это, возможно вас не отпустят эти события и понравится стиль автора
А если вам удалось упустить цикл из виду, но вы опытный любитель фэнтези, то можно посчитать алюзии, отсылки и заимствования — это довольно интересное занятие
Если вы пройдете по моему профилю и найдете отзыв о Гудкайнде, то обнаружите, что он куда более ядовит. Профессиональная пропасть между этими, одинаково не понравившимися мне авторами, несоизмеримо велика
Прежде всего хочется высказать просто огромнейшее спасибо автору, за то, что он познакомил меня с творчеством Брендона Сандерсона. Ибо да.
Цикл «Колесо времени», это даже не цикл, это целый почти живой организм — этакий окололитературный мутант, что само по себе небезынтересно. Пишу прежде всего для тех, кто только собирается взять в руки книгу/читалку и начать знакомство. Хочу предостеречь и напутствовать, может вдруг кому поможет или утвердит в желании читать/выкинуть сей текст. Потому что книг реально много и все они многословны аки океан многоводен. Итак прежде всего недостатки конечно.
Друзья! Повторюсь готовьтесь: буковок не просто много, их невероятно много. И тут волшебным образом недостаток превращается в достоинство. Попытаюсь объяснить свою мысль: когда мы читаем книгу и встречаем откровенно слабый фрагмент(которые имеются в большинстве произведений), появляется выбор, либо мужественно терпеть, пытаясь проникнуться авторским видением, либо включаем диагоналку, что влечет за собой сокращение объема книги. А жалко ведь, правда? Жалко. Мне так особенно, как поклоннику больших форм. И тут появляется Джордан с колесом, коего ТАК МНОГО, НАСТОЛЬКО НЕВЕРОЯТНО МНОГО, что нет такого капслока, чтобы это описать. На своем примере могу отметить, что процентов 15-20 текста, я просто напросто пролистал, и что характерно безо всякого ущерба для повествования. Того же желаю и всем, читать то что нравится, то что вам интересно и опускать лишнее. Это скорее даже роскошь в литературе.
Далее, граждане будьте готовы к довольно неприятному факту. В книгах есть женщины. Там много женщин. Там очень много женщин! Но не это самое страшное — там просто огромное количество БАБ. Которые раздражают невыносимо, их хочется истребить практически всех скопом, настолько они там противные, истеричные, скандальные, наглые и очень одинаковые. Как будто склонированные из одной овечки, точнее овцы. Впрочем с героями мужского пола не намного лучше, на всю эпопею более мнее прописанных характеров там ну может 10-15. А это крайне мало для такого объема: остальное статисты. Зато и здесь прекрасно работает правило, не нравится мотаем на n-страниц вперед и опа! как в сериале, ничего не пропустил, зато не рождается в душе недовольства.
Теперь о достоинствах. Их тоже есть у нас. Всетаки интересно, правда, несмотря на жестокий перевод многих книг, особенно ближе к концу цикла, несмотря на кошмарное количество нестыковок, на лишних персонажей, на БАБ опять же, честное слово захватывает. А этим можно оправдать многое. И пожалуй главный плюс, с которого я и начал, спасибо Джордану, что его дописывал Сандерсон. На мой взгляд это у него получилось лучше самого автора цикла, Джордан бы его просто никогда не закончил, проживи хоть еще 300 лет. Ведь согласитесь, сколько осталось концов висящих в воздухе, сколько тупиковых сюжетных линий, но пришел спаситель — Сандерсон, быстренько за 3 книги эту бодягу разрулил, всех кого не жалко поубивал и достаточно бодренько закончил, хотя Ранда я ему не прощу никогда. Нельзя же настолько ванильно завершать произведение.
Друзья, читать или нет, это решать вам, но если вы хотите надолго погрузиться в достаточно приятный и небезынтересный мир, эти книги для вас. Бумага или суровая кража на флибусте? Даже не знаю, мне наверное все же жалко денег, но с другой стороны 12 томов стоящие в рядок на полочке радовали бы глаз. Всемспасибо.
Дневник путешественника по выдуманным вселенным. «Колесо Времени».
Удалось обнаружить что-то новое и познакомиться с замечательными людьми. Ранд, Перрин, Мэт действительно интересные герои, и для меня будет честью преодолеть все грядущие испытания вместе с ними, плечом к плечу. Мир этот немного пугает, но не силами зла, которые чем-то похожи на свои аналоги из вселенной Толкина. Меня все больше беспокоят размеры этого мира, его тайны и обычаи, его люди. Всего этого так много, что я боюсь истолковать предсказания неправильно или сделать неверные выводы из поступков своих новых товарищей. Впереди долгий путь, и мне очень хочется пройти его до конца, ведь Джордан как демиург вложил столько сил в свое творение. Я смотрю вперед и чувствую, как у меня дух захватывает.
2006 год. «Властелин Хаоса».
Половина пути позади. Я оборачиваюсь назад и вижу по-настоящему длинную дорогу. Мне сложно поверить, что это только 50% приключения, никогда еще я не путешествовал так много в одном мире. Я предвкушаю грядущие события, хотя печать скорби уже касалась моих мыслей не раз. В глубине души я чувствую призрачный страх, что не дойду до конца, но отбрасываю его подальше, стараюсь не думать об этом. Возможно, это последствия прикосновения Темного. Мне все сложнее удерживать свое присутствие в этом мире, другие вселенные манят и зовут меня, иногда успешно отвлекая на несколько недель или месяцев, но я не предам своих друзей. Колесо Времени совершит еще один оборот, и я буду тому свидетелем.
2009 год. «Нож сновидений».
Мне жаль. Мне искренне жаль, что я не смогу завершить это приключение. Пройдено уже так много, что я даже не помню всего. Но чем дальше, тем дорога становится все шире, я стараюсь успеть повидаться со всеми, выслушать каждого, но просто не успеваю. Я так устал. Устал шагать не один десяток миль, а затем понимать, что продвинулся вперед лишь на пару шагов. Устал строить догадки и предположения и не получать ответов. Только намеки, десятки, сотни намеков. Простите меня, друзья, прости меня, Роберт Джордан, но я больше не могу.
2013 год. «Надвигается буря».
Мы не виделись 4 года, но вот Ранд снова оказался в пределах моей видимости. Я даже подошел поздороваться, но слишком много воды утекло. Мир «Колеса Времени» стал чужд и холоден мне. Единственный способ полноценно вернуться — начать все с начала, но для этого необходимо потратить слишком много времени и сил. Грустно, что так все сложилось. Однако я не теряю надежды, что когда-нибудь мне удастся пройти весь путь от начала и до конца. Что в следующий раз мне хватит упорства для нового поворота Колеса Времени, и я увижу финал собственными глазами, а не услышу о нем от других, более подготовленных, людей.
Колесо времени совершило еще один поворот, и на этот раз я готов следовать его узору до конца.
Как бы не был знаменит этот цикл, но дочитать я его не смог! Для меня он сравним с культовым для людей 90-х сериалом «Санта-Барбара». Когда действие развивается с такой черепашьей скоростью, что боишься пропустить это самое ДЕЙСТВИЕ. А после прочтения очередного тома не можешь понять, а что же все-таки интересного произошло в толстой книженции, которая лежит перед тобой и понимаешь. НИЧЕГО! Многие тут судачат о прекрасно прописанных образах главных героев! О да, образы это «конек» Роберта Джордана. Смотреть как они меняются в лучшую (или худшую) сторону-это конечно прекрасно, но хотелось бы прежде всего узнать какие они были с самого начала. Но как раз о предыстории персонажей автор умалчивает, а те крохи, что он нам пытается донести в течении всего цикла ничтожно малы чтобы сложится в мозаику и составить представление о каждом из персонажей. Еще одно «достоинство» автора это описание природы. О ней мы можем читать долго и долго. Порой описание флоры и фауны растягивается на десятки страниц. Кому-то может и нравятся такие описания, но на меня они действовали лучше любого снотворного и часто просыпаясь ночью я понимал, что лежу в обнимку с одной из книг легендарного «Колеса Времени». То же касается и описаний одежды.
Но больше всего меня поразил образ Темного Властелина. У каждого у нас в понимании «сидит», что если ЭТОТ ПЕРСОНАЖ присутствует, то интриг, битв и динамики будет предостаточно. Погодите радоваться! Темный Властелин присутствует, но он если и появляется, то в лучшем случае на паре страниц каждого тома и то, мы не видим его во плоти. Он отдает приказы магическими заморочками сам постоянно находясь в тени. Кто-то скажет: «ведь это же интрига. » Наверное интрига соглашусь я, но увидеть его может быть в n-дцатой книге цикла мне уже становится не интересно!
Рекомендация: любителям мыльных опер! И большой совет, чтобы перед Вами лежала общая тетрадь на 96 листов. Персонажей действительно много и пока вы читаете за одного персонажа, вы напрочь можете забыть, что происходило с другим, только пять книг до этого!
Огромная серия. Как в ширину, так и в глубину. Чтобы распробовать её, понадобится около 4 книг. И тогда, если зацепила, ты будешь с ужасом думать, что «осталось всего 3 книги, что же мне читать потом? Я не смогу без этого мира.»
Сказать очень много что про серию хочется, но постараюсь покороче. Для начала дам совет тем, что ещё не начал читать. Это сильно поможет
1. НЕ НАДО ЖДАТЬ РЕЗУЛЬТАТА. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ПРОЦЕССОМ.
Это в других книгах: кто-то куда-то пошел, по пути сделал что-то, потом пришёл, встретил кого-то важного для сюжета, потом пошёл в другое место, сделал там что хотел или хотя бы попробовал это сделать.
Помните: колесо плетёт так, как оно само хочет.
2. Приквел «Новая весна» лучше не читать первым. Лучше читайте в порядке написания книг. Это будет правильнее.
4. Тармон Гайдон начнётся/начался куда раньше, чем он станет очевидным. Просто Тармон Гайдон идёт в слишком многих плоскостях и порой слишком тонких, чтобы сразу это понять.
Немного о самих книгах без спойлеров.
Автор не торопится рассказать всё о мире сам. Вернее, он почти вообще о нём не рассказывает. И читателю приходится всё узнавать самому вместе с героями. Кто такие Айз Седай? Злые ведьмы, опасные для мира? Что за Дракон, разрушившей целый мир? Кто такой Тёмный?
Книги постоянно вяжут Узор. Начавшись в одной деревне он кажется очень маленьким по сравнению с целым миром. Постоянно мелькают упоминания других стран, других событий, никак не затронутых сюжетом. Когда я их читал, я думал «ну как так, это же сюжеты отдельных книг, а тут они лишь мелькают мимоходом». Всё это ещё больше добавляет реалистичности. Ведь в мире должно происходить что-то, помимо того, что рядом с героем.
Чем дальше, тем сложнее и красивее становится этот узор-сюжет. Некоторые извилины этого узора стали ясны только после второго прочтения. При первом некоторые элементы показались «проходными», но при повторном чтении они проявились в новые продуманные элементы узора. И случайных ненужных событий в книге стало куда меньше.
Реализм. Реализм в очень многом.
Героям нужны деньги, нужно ходить в туалет, если большая армия, то там должно неприятно пахнуть. Множество таких деталей делают книги сверхреалистичными.
КНИГА УЧИТ. Учит очень многому: отношению мужчин и женщин, управлению государствами, психологии, воинскому искусству. Нужно лишь желание учиться.
После прочтения ты на самом деле начнёшь лучше разбираться в людях, в политике, ты поймёшь, зачем нужна лёгкая кавалерия и как её использовать в бою.
В общем, смело ставлю 10/10 (ибо серия входит в топ 10% из мной прочитанных).
Рекомендую всем тем, кто хочет и способен её осилить.
Книга как раз из числа сказочных банальных фэнтези, с большим количеством ненужного. Подойдет тем, кто по жести Мартина нашего Джорджа не сильно «встревает», ну или хочет чего то полегче типа Властелина Колец.
И вот что мне не понравилось чисто конкретно, так это то, что как и у Сальваторе, так и тут опять замаячил — вездесущий МАТРИАРХАТ и ФЕМЕНИЗМ! Да вы издеваетесь? Опять СТЕРВОЗНЫЕ БАБЫ (сори за грубость, но именно это слово приходит на ум) правят тупыми и бесполезными мужиками (по книги они мне такими и показались). Зато они — эти СТЕРВОЗНЫЕ БАБЫ все такие умные и красивые, тем более в сравнение с остальными(Напоминает даже отчасти описанием мужиков у Сандерсона, там они вообще читать не умели). Ну бред же!
А как вам вот это четкое черное и белое, добро и зло, ну это же просто штампус отшибантус. Зачем клепать овер девять тыс. нет, три тысячи персонажей, когда тут иногда и десяток трудно запомнить?
Потом идут долгие бессмысленные поездки, нелепые драки, наигранные чувства, заимствование и клише. Мне то уже не 15 лет, я такое переварить не смогу. Да даже не в этом дело, если взять например «Гарри Поттера» то я его могу снова с удовольствием прочитать не оглядываясь на возраст, потому что написано талантливо и со вкусом, а этот ваш КВ просто блеклый, банальный, нудный и заезженный, тем более если есть с чем сравнивать и из чего выбирать.
[caps on]ДА И СКАЖИТЕ МНЕ УЖЕ НАКОНЕЦ, КТО ТУТ СТАВИТ ЭТУ ДОЛБАНУЮ 10-КУ, КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ, И КАК ОНИ ВООБЩЕ ДОШЛИ ДО ТАКОЙ ЖИЗНИ. [caps off]
Сильно понравилась книга? да будь мужиком поставь хотя бы 8 или честные 6, но блин 10-тку, это уже — ЭРЕБОР.
Спасибо за внимание. Критика всего и вся приветствуется.
. закрыл книгу ночью. Это был культурный шок. Впервые после «Властелина колец» у меня в руках оказалось настоящее произведение искусства, Фэнтези! Следующие годы были посвящены коллекционированию Д. Когда я начал читать цикл — в начале 1997 г. — на русский были переведены только 3 книги. Шло время, появлялись новые увлечения, новые авторы и саги, менялось воззрение, приходило понимание. Но Д. оставался со мной всегда. Каждый раз, завидев Новый Том, я покупал его, не сомневаясь ни секунды. В некотором роде можно сказать, что из всей когорты авторов фэнтези лишь Толкин и Джордан прошли со мной всю сознательную жизнь. Недавно я начал перечитывать цикл, спустя 11 лет после знакомства.
Несомненно, что «Колесо Времени» один из значительнейших миров наряду со Вселенными Толкина, Мартина, Гудкайнда и Ле Гуин; миров, созданных фантазией одного человека. Но эпопея Д. выделяется даже на их фоне. И именно поэтому творчество Д. словно Вавилонская Башня — памятник, который начинался как один из величайших проектов в истории человеческой культуры, но был недостроен и разрушен неразберихой, царящей в умах людей. Д. не осилил такой громады, но его нельзя в этом винить. Почему?
У фэнтези много пороков, а Д. поразил редкий, опасный только для истинных демиургов. а не проходных писак, недуг — он взвалил на себя неподъёмную тяжесть, из которой не сумел выбраться. Сейчас то же происходит с великолепным Д.Р.Р. Мартином. Даже если ты создал безупречный во всех отношениях мир и поместил в него прекрасную, огромную и содержательную, логичную историю, ты должен её закончить. Не надо уровня первых книг — он недостижим. Не надо головокружительных развязок — достаточно простого итога. Не надо задумываться над чувствами поклонников — перебей хоть всех героев, только скажи, автор: чем всё кончилось? И хотя мы знаем, что Колесо плетёт безостановочно, а история циклична, и Тармон Гай’Дон не наступит никогда — разве нам легче от этого? Нам, так полюбившим бескрайние равнины Андора, суматошного Мэта, желтоглазого Перрина, роскошь Иллиана и Тира, одержимых Белоплащников и всё, что составляет этот прекрасный мир — нам надо знать.
Д. оставил нас. Но, положа руку на сердце, многие ли из нас верили, что цикл «КВ» обретёт стройное завершение, читая, например, «Перекрёстки сумерек», где сюжет, казалось, застыл, как муха в янтаре? Насколько безупречны и стройны были первые книги, настолько же последующие теряли и теряли в сюжете и динамике к концу. Я вынужден метать эти критические стрелы именно потому, что Д. — один из любимых авторов (и не только мой, верно?), но он действительно не оправдал наших ожиданий.
«КВ» всегда будет одним из самых значительных памятников фэнтези, несмотря ни на какие недостатки — а где их нет? Но, к сожалению, цикл нестабилен и не каждый сможет выдержать его до конца, да и то условного. Я считаю это единственным существенным минусом во всех остальных отношениях безупречной саги.
Уважаемые поклонники фэнтези и фантастики! Если вы не читали «КВ» — обязательно начните этот цикл. Вы сами поймёте, сможете ли добраться до конца, но незабываемые часы и дни, проведённые в изумительном, однозначно ни на что не похожем мире Колеса, не оставят Вас равнодушными. Но Тармон Гай’Дон не будет.
Зато будет Целый Мир!
Позади осталось три месяца беспрерывного чтения. Мне посчастливилось наткнуться на эту эпопею, когда она была уже написана. Боюсь представить чувства тех, кто ждал следующих книг годами.
Сказать, что где-то после четвертой-пятой книги меняется восприятие реального мира, — ничего не сказать.
Роберт Джордан создал новый и совершенно органичный мир, в который, со временем, ты возвращаешься, как домой. Все персонажи (не обязательно только те, что нравятся) становятся частью тебя. Немного витиеватый стиль написания у автора становится вполне привычным, а его внимание к деталям (описание персонажей или местности, короткие истории второстепенных совершенно незнакомых персонажей, которые вместе складываются в большое полотно эпох и традиций, словно мозаика) просто восхищает. Наверно поэтому мир Колеса становиться все более знакомым, поэтому становиться так пусто после прочтения, но это и причина по которой ты не бросаешь читать даже в моменты отчаяния.
Стоит отметить, что это одно из самых эпичных произведений, которые мне доводилось читать. Конечно, только по моему субъективному мнению, Джордану тяжело дается динамика, но чего только стоят Колодцы Дюмай. К сожалению, на девятой книге мне начало казаться, что Последняя Битва, о которой столько разговоров с самого начала, будет такой же скомканной и незавершенной, как и события книг 7-9. Это не так.
Брэндон Сандерсон, который для меня создал уже два чуда (цикл «Сокровищница Штормсвета» и последние три книги «Колеса Времени»), описал самую МЕГАэпичную Последнюю битву. Я думаю, что даже Роберт Джордан не справился бы лучше. Правда, нет особых «соплей», даже герои, которые в начале раздражают, преобразовываются, с каждой книгой обретая глубину, перед читателем раскрывается невероятные события и, подобно проблемам менестреля, мне тяжело описать это событие кратко.
Прошло 10 дней с тех пор, как для меня цикл закончился. Очень тяжело было просто идти дальше, а все потому, что Последняя битва не оставит равнодушным. Магия (даже без кавычек) Брэндона Сандерсона в том, что он балансирует на грани между добродушной сказкой Толкина, где выживают главные персонажи даже в самых худших случаях, и ужасающей реалистичностью и безжалостностью Дж. Мартина. Ты не знаешь кто выживет, а кто умрет, но всегда есть место надежде.
Отдельного упоминания стоят проблемы отношений мужчин и женщин. С первой книги чувствуется, что что-то не так. Да, мир Колеса можно назвать матриархальным, но это логично. Разлом, о котором будет много упоминаний почти с самого начала цикла, разделил не только сушу и воду или государства и народы, а саму суть отношений между полами. Женщины и мужчины перестали быть равнозначны. Это дисбаланс, никто не говорит, что так должно быть и что это правильно, но суть в том, что так есть. Порой это ужасно раздражает, но таков мир, так плетет Колесо.
Что ж не знаю, как лучше описать то, что оставляет после прочтения этот цикл в душе каждого. Да, для всех по-разному, но для меня это ощущения тепла и свободы, словно надежда, которая зашла в наши жизни как легкий весенний ветерок…
Но ветер не был началом. Нет ни начала, ни конца оборотам Колеса Времени. Но это было начало.