что такое тонкомпенсация в усилителе

Какое значение

Тонкомпенсация

Среди многочисленных органов управления на передней панели современных усилителей и AV-ресиверов, в состав которых входит многоканальный усилитель, часто присутствует кнопка или — реже вращающаяся ручка с названием LOUDNESS (“тонкомпенсация”). Теоретической основой необходимости схемы, осуществляющей эту регулировку, являются так называемые кривые равной громкости, которые приняты в качестве международного стандарта. Эти зависимости были получены на основании исследования особенностей слуха человека и представляют некую усредненную зависимость, так как в качестве испытуемых привлекались люди c нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет. Незначительные отличия имеются как индивидуальные, так и по возрастному, половому и расовому признакам. Суть этой зависимости сводится к тому, что слух человека имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной частоты, которые по объективным измерениям имеют одно и то же звуковое давление. Самые тихие звуки человеческое ухо способно улавливать на частотах около 3 кГц, а с повышением или понижением частоты чувствительность падает. И если максимальная разница чувствительности при низких уровнях громкости составляет более 70 дБ, то с повышением интенсивности звука она уменьшается, и при достижении уровня болевого порога (это около 120 дБ) разница только чуть больше 20 дБ.

Так чем же управляет в усилителе тонкомпенсация? Одной из основных задач звукорежиссера во время записи является установка тонального баланса при определенном среднем уровне громкости прослушивания, который обычно соответствует стандартному уровню звукового давления 90–92 дБ. Другими словами, звукорежиссер изменяет некоторым образом частотную характеристику так, чтобы воспроизведение при указанной громкости оценивалось слушателем как естественное. Если у вас дома громкость будет меньше, а характеристика усилителя установлена линейной, то субъективно будут ощущаться недостаток высоких и низких частот. Именно для устранения этого недостатка и предназначена схема тонкомпенсации. В совсем древние времена монопольного существования только ламповых схем, еще до появления высококачественных источников программы и соответствующих им по качеству усилителей и акустики, было достаточно регулировать только низкие частоты. Так появился регулятор тембра низких частот. Впоследствии, с расширением диапазона частот, был добавлен регулятор и по высоким частотам. Однако характеристики стандартных схем регуляторов тембров не вполне соответствуют требованиям для исправления характеристики с точки зрения тонкомпенсации, и поэтому потребовался еще один специально для нее. Глядя на кривые равной громкости, можно было бы предположить, что требуемый подъем на низких и высоких может составлять до 15-20 дБ. Но если принять во внимание сказанное относительно установки тонального баланса звукорежиссером, то нужно говорить только о разности в частотной характеристике, и в этом случае подъем должен быть уже значительно меньше: 3–5 дБ. На самом деле, если бы прослушивание в домашних условиях проводилось всегда при уровне, для которого и сделал свою работу звукорежиссер, то необходимость в тонкомпенсации отпала бы. Некоторые фирмы ориентируются на это и какой-либо тонкомпенсации в своих усилителях не предусматривают. А в режиме прямого тракта, который предполагает достижение минимальных отличий от оригинального замысла звукорежиссера, во всех усилителях, как правило, отключаются не только регуляторы тембра и баланса, но и тонкомпенсация. Но тут возникают проблемы с неодинаковым уровнем выходного сигнала различных устройств. Например, вы при прослушивании CD-проигрывателя выставили необходимый уровень на усилителе, а впоследствии при воспроизведении с магнитофона фонограммы уровень приходится выставлять уже другой. В таких условиях можно предложить два выхода. Или иметь два регулятора уровня, линейный и тонкомпенсированный, или возможность регулировать чувствительность по каждому входу. Кое-кто, может быть, вспомнит, что во времена поступления в нашу страну Hi-Fi-аппаратуры через магазин “Березка” был популярен усилитель известной западно-германской фирмы Uher. Отличительной особенностью этого аппарата были маленькие ручки регулировки чувствительности по каждому входу, которые располагались прямо по нижней кромке передней панели, что позволяло всегда иметь сигнал с одним и тем же уровнем от всех источников. В некоторых современных AV-ресиверах подобное согласование уровня можно осуществлять с пульта ДУ. А в случае более доступной ценовой категории вам необходимо побеспокоиться, чтобы отдельные компоненты (проигрыватель, тюнер и т.д.) имели, кроме фиксированного, еще и регулируемый выход.
Фиксированная тонкомпенсация, которая включается кнопкой, рассчитана на определенное положение регулятора громкости. Если регулятор имеет шкалу, то этому положению соответствует отметка –30 дБ. Иногда это ограничение создает непреодолимые трудности, и тонокомпенсацию приходится отключать, а компромиссное решение пытаться находить с помощью простых регулировок тембра. Независимое плавное изменение тонкомпенсации (подобное можно было встретить в моделях Denon, Yamaha и других) позволяет не только всегда установить требуемую громкость, но и получить естественную тональную окраску музыки в широком диапазоне уровней громкости. Поэтому наличие или отсутствие тонкомпенсации должно всегда, конечно, с учетом условий эксплуатации, приниматься во внимание при выборе усилителя.

Читайте также:  клапан в паху не работает что делать

Источник

Тонкомпенсация — что это, включать или нет?

Приветствую. Скажите, как можно улучшить звук? Купить новые колонки, дорогую звуковую карту. Да, вы правы. Но можно попробовать улучшить программно, об одной такой опции сегодня пойдет речь.

Тонкомпенсация — что это такое?

Тонкомпенсация — функция, позволяющая выровнять громкость воспроизводимых частот.

По факту — очень полезная функция, которая корректирует звук в зависимости от его громкости. Например если музыка играет тихо, то низкие частоты не так хорошо слышно, как если бы музыка играла громче. Тонкомпенсация может увеличить низкие частоты на малой громкости. Тоже самое с высокими частотами.

Вот сама настройка в свойствах звука:

Чтобы открыть настройки звука — идете в панель управления и там находите такой значок:

Опция может быть даже в диспетчере Realtek HD (это фирменный софт):

Некоторые юзеры пишут, что включают тонкомпенсацию просто чтобы сделать громче.

Кстати о проблеме, когда шепот в фильмах едва слышно, а например стреляют когда — то грохот на всю комнату. Тут вам поможет прога Sound Lock, она создает максимальный уровень звука. Очень полезная программа.

Тонкомпенсация — включать или нет?

В целом четкого ответа — нет. Зависит от колонок, от контента который воспроизводят колонки. Вам нужно протестировать — сама по себе функция тонкомпенсации безопасна.

Кстати в Media Player Classic есть опция нормализации: Встроенные фильтры > Аудиопереключатель > Нормализация (галка), также нужно поставить галочку и на Восст. громкость.

Заключение

В теории реализация настройки может работать не совсем корректно — вы можете слышать, будто кто-то срезает нижние частоты или наоборот задирает высокие. Опять же — нужно экспериментировать, у кого-то опция может давать положительный результат, у кого-то отрицательный.

Читайте также:  что такое стиль текста в ворде

Источник

Тонкомпенсация в автомагнитоле — что это?

Внимание! Я напишу простыми словами о том что такое тонкомпенсация, она имеет одинаковое значение в магнитоле, колонках, аудиоплеере, музыкальном центре.. если конечно такая функция присутствует))

Тонкомпенсация в автомагнитоле — технология улучшения звука на низкой громкости путем повышения уровня низких частот (басс), также могут повышаться и высокие частоты (зависит от модели автомагнитолы).

Разбираемся

Вот нашел интересный комментарий человека с автофорума:

Ходят слухи, что тонкомпенсация может ухудшить состояние колонок. Это бред. Второе, повторюсь, самое главное — технология тонкомпенсации должна быть реализована качественно. Если у вас китайская магнитола или просто дешевая — скорее всего эту опцию даже не стоит включать. Еще интересный момент, который вы должны понимать — басс на низкой громкости при включенной тонкомпенсации образно говоря берется из текущего звука но только на большей громкости. К чему я это? К тому, что если например функция тонкомпенсации присутствует в домашних колонках, то даже при небольшой громкости — соседям может быть слышны басы. Для машины это конечно не имеет значение))

Тонкомпенсация может иметь уровни:

Но нет, это не низкие частоты или высокие. Это низкий/средний/уровень тонкомпенсации. Какой выбрать? Тот, при котором звучание самое приятное, тот и выбирайте)))

Надеюсь данная информация оказалась полезной. Удачи и добра, до новых встреч друзья!

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Что такое тонкомпенсация в усилителе

AvtoKasta | Позитивный магазин автозвука запись закреплена

Почему в 90% случаев тонкомпенсация нужна?

Что это значит? А то, что тонкомпенсация = круто! Благодаря ней вы сможете улучшить качество звучания на низкой громкости. Это важно, потому что при движении вы слышите звук от асфальта, от ветра, и при таких обстоятельствах звучание аудиосистемы превращается в плоское и неинтересное. Да даже на месте когда слушаешь на низкой громкости большинство SPL систем звучат гораздо интереснее с тонкомпенсацией(правда вч может быть многовато, зависит от настройки).

Для наглядности нарисую и прикреплю АЧХ с тонкомпенсацией и без.

Как? Легко. Включаем тонкомпенсацию, выставляем примерно 90% от максимальной громкости на магнитоле, и настраиваем всё: уровень, срезы, эквалайер и т.д.
В итоге получили систему, которая на 52-55 делениях(если это Pioneer), отыгрывает как надо. Всё, система настроена, ничего не будет гореть, а на низкой громкости будет плюсом НЧ и ВЧ, и это тебя обрадует почти всегда, проверь сам.
Даже ради интереса можно попробовать включить максимальное значение громкости (52-55, как ты настроил), и выключить тонкомпенсацию. Разница будет минимальна, возможно даже не услышишь(на 62 её не будет вообще).

Читайте также:  контужен это что значит

И ещё один инсайт про корявый перевод магнитол Pioneer

Там есть настройки НЧ, СЧ и ВЧ

Настраивайте на слух, как больше нравится

Источник

Что такое тонкомпенсация?

Звучание гитары зависит от целого ряда показателей и характеристик – тип дерева, качество экранирования, электроники, сборки и фурнитуры.

К сожалению, деревянные элементы гитары крайне сложно заменить. Качество сборки в некоторых случаях можно немного повысить, заменив фурнитуру или крепежные элементы. Электронику также можно проапгрейдить на более качественную.

Однако даже качественная и премиальная гитарная электроника не всегда отвечает требованиям, которые предъявляет к ней гитарист. Самая очевидная и распространённая проблема гитарного звука – срезание верхних частот по мере убавления громкости на гитаре.

Ремарка: некоторые гитаристы наоборот предпочитают данную особенность работы потенциометра громкости, что позволяет им добиться тёплого и низкого звука. Соответственно, увеличение громкости делает звук более насыщенным и ярким.

В том случае, если вам необходимы верхние частоты даже на минимальной громкости – вам поможет тонкомпенсация.

Из-за чего теряются верхние частоты?

Практически вся гитарная электроника работает по принципу фильтра низких частот (ФНЧ).

Суть ФНЧ – обрезание частот на определённом уровне:

Как вернуть верхние частоты?

Способ первый: использовать только высококачественные гитарные кабели, которые обладают низкой ёмкостью, но высокой ценой.

Способ второй: применять короткие кабели, которые ввиду своей конструкции обладают низкой ёмкостью, однако сильно ограничивают музыканта в движениях.

Способ третий – самый действенный, простой и дешёвый способ: установите тонкомпенсацию!

Тонкомпенсация – устранение потери верхних частот при помощи применения в схеме конденсатора, который припаивается к контакторам потенциометра «In» и «Out». Данная процедура позволит вернуть верхние частоты при помощи ёмкостных характеристик конденсатора.

При выборе конденсатора необходимо руководствоваться одним правилом: чем выше ёмкость, тем больше верхних частот.

Основные схемы подключения

Схема №1:

Конденсатор номиналом 100-500 pF – компенсаторы таких номиналов чаще всего встречаются на гитарах от Ibanez, PRS и на некоторых моделях Telecaster.

Схема №2:

Устранить звон можно при помощи добавления в схему резисторов, как показано на рисунке выше (2 и 3 схема), однако в таком случае необходимо применять иные конденсаторы и резисторы определённых параметров.

Во второй схеме применяется конденсатор номиналом 560-100 pF и резистор номиналом 80-500К, параллельное соединение. Подобная схема используется такими производителями, как Seymour Duncan и DiMarzio.

Так же в данной схеме должно быть предусмотрено, чтобы сопротивление резистора находилось в диапазоне от 50 до 90% от сопротивления потенциометра, однако конденсатор в данной схеме влияет на зависимость сопротивления от угла поворота ручки потенциометра.

Схема №3:

Конденсатор 1000 – 1200 pF, резистор 100-130К. Последовательное соединение, чаще всего применяется в гитарах со звукоснимателями типа Single.

В данной схеме отсутствуют звенящий характер звучания и зависимость сопротивления от угла поворота ручки потенциометра.

Однако, громкость в диапазоне от 0% до 30% будет расти гораздо медленней, чем в предыдущих двух схемах.

Источник

Праздники по дням и их значения